Проект «Зелёные школы»

 

Приветствуем Вас на страничке «Зеленые школы»!

 

Проект «Зеленые школы» – проект, направленный на повышение уровня экологической направленности образования, информированности молодёжи и общественности в целом по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, воспитание ответственного отношения подрастающего поколения к природе, формирование экологически грамотного поведения учащихся.

Цель проекта «Зеленые школы» – создание сети «Зелёных школ» в Республике Беларусь, внедрение эффективной образовательной модели в области экологической направленности образования с привлечением и активным участием педагогических работников, учащихся, родителей, законных представителей несовершеннолетних, работников территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, региональных и местных органов исполнительной и распорядительной власти.

Основными задачами проекта «Зеленые школы» являются:

  • информирование педагогических работников, учащихся и общественности в целом по вопросам сохранения биоразнообразия, экономии водных ресурсов и энергии, обращения с отходами, экологически грамотного потребления товаров и услуг;
  • повышение уровня экологической направленности образования;
  • формирование экологически ориентированного поведения учащихся в отношении решения вопросов устойчивого развития через приобретение практических навыков;
  • формирование высокой экологической культуры учащихся, повышение их социальной активности в решении вопросов охраны окружающей среды;
  • внедрение в практику работы учреждений образования мероприятий по сохранению биоразнообразия, энергосбережению, водосбережению, обращению с отходами;
  • интеграция учреждений общего среднего образования в международную сеть «Зеленых школ»;
  • развитие сотрудничества между учреждениями образования, учреждениями образования и территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, учреждениями образования и местным населением.

Проект «Зеленые школы» включает в себя работу по следующим направлениям:

  • биоразнообразие,
  • энергосбережение,
  • водосбережение,
  • обращение с отходами,
  • качество атмосферного воздуха,
  • информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы).

 

Анкета-заявка

Положение о реализации проекта

Приказ о реализации проекта

План работы по реализации проекта «Зелёные школы» государственного учреждения образования «Стешицкий учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа» на 2022/2023г.

МЕРОПРИЯТИЯ

В 2023 году государственному учреждению образования «Стешицкая средняя школа» был присвоен статус «Зелёные школы». В связи с этим учреждение образования посетили представители Гидрологической станции города Вилейка: начальник Демидов Дмитрий Павлович и руководитель группы гидрологии Демидова Надежда Владимировна. Они презентовали работу гидрометеологической службы города Вилейка.
Станция осуществляет круглосуточные приземные метеорологические наблюдения с участием техников-метеорологов.
Кроме приземных метеорологических наблюдений на станции проводятся гидрологические наблюдения. Ребята узнали много нового и интересного. После презентации они с удовольствием участвовали в викторине, более активные и внимательные получили призы. Дмитрий Павлович вручил памятный подарок нашей школе.

свернуть

ОТЧЁТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕКТА «ЗЕЛЁНЫЕ ШКОЛЫ»

Отчёт ГУО «Стешицкая средняя школа» по реализации проекта «Зелёные школы» в 2022/2023 учебном году

 

 

1. Полное официальное название

 учреждения образования

Государственное учреждение образования «Стешицкая средняя школа»

2. Ф.И.О. руководителя учреждения образования

Кабанович Инна Александровна

3. Почтовый адрес учреждения образования

 

222422 Минская обл., Вилейский р-н., аг. Стешицы, ул. Коммунистическая 5

4. Телефон (с кодом)

80177138355

5. Факс (с кодом)

80177138355

6. Адрес электронной почты, сайт учреждения образования

E-mail:steshizi@vileyka-edu.gov.by

7. Ф.И.О. педагогического работника,

отвечающего в учреждении образования за работу

по программе Зелёные школы,

Артишевская Надежда Валентиновна

8. Контактный телефон педагогического работника,

отвечающего в учреждении образования за работу

по программе Зелёные школы

80292405625

9. Адрес электронной почты педагогического работника,

отвечающего в учреждении образования за работу

по программе Зелёные школы

nadezdarodionova9@gmail.com

10. Общая численность педагогических работников

 учреждения образования

22

11. Количество педагогических работников

учреждения образования, принимающих участие

в реализации программы Зелёные школы

7

12. Общая численность учащихся

в учреждении образования

89

13. Количество учащихся учреждения образования,

принимающих участие в реализации

программы Зелёные школы

89

14. Каким образом реализуется программа Зелёные школы в учреждении образования (через учебную деятельность, факультативы, организационно-воспитательные часы, кружковую работу и т.п.)

Деятельность по реализации проекта осуществляется через работу занятий по интересам по программам «Город Мастеров», факультативные занятия по программам «Азбука Берегоши», «Зеленые школы», «Энергия и окружающая среда», на уроках химии, географии, биологии и предмета «Человек и мир»

15. Сроки реализации программы Зелёные школы

в учреждении образования

С сентября 2022

16. Количество заданий, выполненных по соответствующим направлениям программы Зелёные школы:

  • Биоразнообразие
  • Энергосбережение
  • Водосбережение
  • Обращение с отходами
  • Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом

 

Общее количество выполненных заданий

· Биоразнообразие – 3 (1.3, 1.4, 1.7)

 · Энергосбережение – 2 (2.1, 2.2)

· Водосбережение – 4 (3.1, 3.2, 3.3, 3.4)

 · Обращение с отходами – 2 (4.1, 4.2)

 · Качество атмосферного воздуха – 2 (5.2, 5.4)

· Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом – 2(6.1, 6.2)

Общее количество выполненных заданий –  15

17. На диплом какого уровня претендует школа

 

 3 степени

 

Анализ ситуации

  1. Цель:продолжить формирование у учащихся ценностного отношения к природе, повышение уровня экологической грамотности, информированность общества по вопросам охраны окружающей среды

        Задачи:  воспитание экологической культуры учащихся, педагогов, родителей;  обучение навыкам рационального                          использования природных ресурсов;  воспитание бережного и ответственного отношения к природе.

 

  1. Цели и задачи, поставленные в начале учебного года, выполнены. Уровень результативности – высокий. Участие в проекте «Зелѐные школы» показало, что основные задачи данного этапа решены на достаточно высоком уровне. По некоторым направлениям выполнено больше заданий, чем планировалось

 

  1. На протяжении всего периода деятельности проводился контроль и мониторинг выполнения мероприятий по проекту «Зелѐные школы» в соответствии с приказом по школе. Результаты контроля заслушивались на заседаниях творческой группы проекта и педагогического совета.

 

  1. Для продолжения деятельности по реализации проекта «Зелѐные школы» разработан календарный план на 2023/2024 учебный год, в учреждении созданы условия для решения поставленных в нем задач. Работа будет проводиться по всем направлениям с выполнением большего количества заданий.

 

Выполнение заданий

 

1. Направление «Биоразнообразие»

Цель:  формирование  и  развитие  личности  учащегося,  готовой  адекватно  взаимодействовать  в  системе  «Человек  –  общество  –  природа»  на

основе практико-ориентированного подхода.

Задачи:

  • повысить уровень экологической компетентности обучающихся по взаимодействию с флорой и фауной;
  • получить объективные данные о видовом разнообразии птиц, деревьев и кустарников на территории учреждения образования;
  • воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру.

 

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целе-

вые группы

Ответств.

педаго-гический работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

1.3 Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на территории учреждения образования

 

Сентябрь 2022

13

3-4 класс

Артишевская Надежда Валентиновна

1. Изучить видовое разнообразие аборигенных  и интродуцированных видов деревьев и кустарников на территории ГУО «Стешицкая средняя школа».

2. Составить картосхему участка.

 3. Составить картосхему расположения аборигенных видов деревьев и кустарников на территории школы.

4. Составить отчёт о выполнении задания, разместить отчёт на сайте.

 

1. Изучено видовое разнообразие аборигенных видов деревьев и кустарников на территории ГУО «Стешицкая средняя школа».

 2. Составлена картосхема участка.

3. Составлена картосхема расположения аборигенных видов деревьев и кустарников на территории школы.

4. Составлен отчёт о выполнении задания, отчёт  размещён на сайте.

https://steshizi.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/проект-зелёные-школы

 

2.

1.4 Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования

Сентябрь-октябрь 2022

13

3-4 класс

Артишевская Надежда Валентиновна

1. Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования.

2. Составить список птиц, встречающихся на пришкольной территории.

 3. Нанесение на картосхему территории учреждения места наблюдения  птиц.

 4. Составить отчёт о выполнении задания, разместить отчёт на сайте.

 

1. Было изучено разнообразие птиц на территории ГУО «Стешицкая средняя школа».

2. Составлен список птиц, встречающихся на пришкольной территории.

3. На картосхему территории нанесены места наблюдения за птицами.

4. Составлен отчёт о выполнении задания, отчёт  размещён на сайте.

https://steshizi.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/проект-зелёные-школы

 

3.

1.7. Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

Ноябрь-март 2022-2023г

79

2-11 класс

Артишевская Надежда Валентиновна, классные руководители

 1. Изготовить кормушки для птиц.

2. Разместить кормушки на деревьях пришкольного участка.

3. Организовать регулярную подкормку птиц в зимний период.

4. Составить отчёт о выполнении задания, разместить отчёт на сайте.

1. В результате акции учащимися 2 – 11 классов изготовлено и размещено на территории школы 16 кормушек для птиц.

2. Кормушки были размещены на пришкольном участке.

 3. Организована регулярная подкормка птиц в зимний период учащимися 1 – 11 классов.

4. Составлен отчёт о выполнении задания, отчёт  размещён на сайте.

https://steshizi.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/проект-зелёные-школы

 

 

 

2. Направление  «Энергосбережение»

Цель:  формирование  и  развитие  личности  учащегося  с  активной  социальной  позицией  по  отношению  к  рациональному  использованию  топливно -энергетических ресурсов.

Задачи:

  • повысить уровень экологической компетентности обучающихся по использованию энергосберегающих технологий;
  • получить объективные данные о количестве потребляемой электроэнергии и тепла в учреждении образования;
  • воспитывать бережное отношение к потреблению электроэнергии и тепла.

 

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целе-

вые группы

Ответств.

педаго-гический работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

2.1. Провести изучение потребления электроэнергии в школе

 

 

Сентябрь-декабрь 2022

11

11 класс

Панарад Андрей Петрович

1.Провести изучение потребления электроэнергии в школе

2. Изучить план школы.

Посчитать количество приборов, потребляющих электроэнергию в школе.

3. Оценить потребление электроэнергии в школе.

4. Указать на схематическом плане здания учреждения образования основных приборов, потребляющих электроэнергию, их мощность, режим работы.

5. Отчёт о выполнении задания разместить на сайте учреждения образования.

 

 

1. Проведено изучение потребления электроэнергии в школе.

2. Изучен план школы.

3. Проведена оценка потребления электроэнергии в школе.

4. Указаны на схематическом плане здания учреждения образования основные приборы, потребляющих электроэнергию, их мощность, режим работы.

5. Отчёт о выполнении задания размещён на сайте учреждения образования.

https://steshizi.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/проект-зелёные-школы

 

 

2.3. Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в учреждении образования и составить план действий по сбережению электроэнергии на год.

 

Декабрь 2022

11

11 класс

Панарад Андрей Петрович

1.Проанализировать ситуацию по эффективности использования энергии в учреждении образования

2.Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в учреждении образования и составить план действий по сбережению электроэнергии на год.

3. Отчёт о выполнении задания разместить на сайте учреждения образования.

1. Проанализирована эффективность использования энергии в учреждении образования.

2. Составлен план действий по сбережению электроэнергии на год.

3. Отчёт о выполнении задания размещён на сайте учреждения образования.

https://steshizi.vileyka-edu.gov.by/files/00598/obj/140/28403/doc/План%20действий%20по%20сбережению%20тепла%20и%20электроэнергии.pdf

 

 

 

 

 

        

 

3.Направление  «Водосбережение»

Цель: формирование и развитие личности учащегося с экологически грамотным поведением и сознательным отношением к воде

Задачи:

  • повысить уровень экологической компетентности обучающихся по использованию водосберегающих технологий;
  • получить объективные данные о количестве потребляемой воды в учреждении образования;
  • воспитывать бережное отношение к потреблению воды.

 

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целе-

вые группы

Ответств.

педаго-гический работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

3.1 Провести изучение потребления воды в учреждении образования

 

Сентябрь-февраль 2022-2023

34

3-7 класс

Бониславская Алёна Чеславовна

1.Изучить  схематический план здания школы и нанести схему расположения приборов учёта воды, места потребления воды.

2. Провести изучение потребления воды в учреждении образования.

3. Составить отчёт по результатам выполнения задания, отчёт разместить на сайте.

1.Изучен схематический план здания школы и  нанесены схема расположения приборов учёта воды,  места потребления воды.

2. Учащиеся изучили уровень потребления воды в школе с сентября 2022 года по февраль 2023 года. Полученные данные были внесены в таблицу, по результатам исследования построен график.

3. Составлен отчёт по результатам выполнения задания, отчёт размещён на сайте.

https://steshizi.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/проект-зелёные-школы

 

 

2.

3.2 Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении образования и составить план действий по ее сбережению

Февраль 2023

33

6-9 класс

Бониславская Алёна Чеславовна

1. Провести анализ потребления воды.

2. Составить план по рациональному использованию воды в школе.

3. Составить отчёт по результатам выполнения задания, отчёт разместить на сайте.

1.Учащимися был проведен анализ потребления воды, а также обследование всех кранов, сливных бочков в туалетах, кранов на кухне.

2.Составлен план экономного использования воды в государственном учреждении образования «Стешицкая средняя школа»  в 2022/2023.

3. Составлен отчёт по результатам выполнения задания, отчёт размещён на сайте.

https://steshizi.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/проект-зелёные-школы

 

3.

3.4. Провести изучение потребления воды дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и ее сбережению дома

Январь-февраль 2023

19

6, 7 классы

Бониславская Алёна Чеславовна

1. Провести изучение потребления воды дома.

2. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды.

3. Составить отчёт по результатам выполнения задания, отчёт разместить на сайте.

1. Проведено изучение воды дома (Комель Александра и Иванова Надежда, 7 класс).

2. Разработаны семейные памятки по рациональному использованию воды.

3. Составлен отчёт по результатам выполнения задания, отчёт размещён на сайте.

https://steshizi.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/проект-зелёные-школы

 

 

 

4. Направление  «Обращение с отходами»

Цель: формирование и развитие личности учащегося, умеющей обращаться с отходами на основе практико-ориентированного подхода.

Задачи:

  • повысить уровень экологической компетентности обучающихся по обращению с отходами;
  • получить объективные данные о количестве и составе отходов в учреждении образования;
  • найти оптимальные пути решения минимизации объѐмов образования отходов.

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целе-

вые группы

Ответств.

педаго-гический работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1. 

4.1 Провести изучение состава образующихся в учреждении образования отходов и проанализиров ать источники их образования

 

Сентябрь-ноябрь 2022

26

3,4,7 класс

Артишевская Надежда Валентиновна

1. Создать творческую группу для изучения образующихся в школе отходов и анализа источников их образования.

 2. Проанализировать, какие бытовые отходы попадают в мусорную корзину в школьных помещениях. Определить состав отходов, вес и процентный состав отходов, образующихся за 1 день.

3. Отобразить состав бытовых отходов школы в сводной таблице.

4. Составить отчёт по результатам выполнения задания, отчёт разместить на сайте.

1. Создали творческую группу для изучения образующихся в школе отходов и анализа источников их образования.

 2. Проанализировали, какие бытовые отходы попадают в мусорную корзину в школьных помещениях. Определили состав отходов, вес и процентный состав отходов, образующихся за 1 день.

 3. Отобразили состав бытовых отходов школы в сводной таблице.

4. Составлен отчёт по результатам выполнения задания, отчёт размещён на сайте.

https://steshizi.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/проект-зелёные-школы

 

 

4.2 Разработать план действий по минимизации объёмов образования  отходов в учреждении, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья. 

Декабрь 2023

13

7 класс

Артишевская Н.В

1. Проанализировать полученную информацию при выполнении задания 4.1.

2. Составить и разработать рекомендаций и план по раздельному сбору отходов и их минимизации.

3.Согласовать план по минимизации отходов в учреждении с администрацией.

4. Составить отчёт по результатам выполнения задания, отчёт разместить на сайте.

1.Проведѐн анализ полученной информации при выполнении задания. 4.1. 2. Составлены и разработаны рекомендации и план по раздельному сбору отходов и их минимизации.

3.Согласовали план по минимизации отходов в учреждении с администрацией.

4. Составлен отчёт по результатам выполнения задания, отчёт размещён на сайте.

https://steshizi.vileyka-edu.gov.by/files/00598/obj/140/28413/doc/План%20мероприятий.pdf

 

 

 

5. Направление «Качество атмосферного воздуха»

Цель: формирование и развитие личности учащегося, ответственно относящегося к качеству атмосферного воздуха

Задачи:

  • повысить уровень экологической компетентности обучающихся по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха;
  • получить объективные данные о качестве атмосферного воздуха возле учреждения образования.

 

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целе-

вые группы

Ответств.

педаго-гический работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

5.2 Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования

февраль 2023 года

19

7-8 класс

Ляшкевич Людмила Олеговна

1.Определить степень загрязнения атмосферного воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков на территории учреждения образования.

2.Составить отчёт по результатам изучения степени загрязнения атмосферного воздуха.

1.Определили степень загрязнения

атмосферного воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков на территории учреждения образования.

2.Составили отчёт по результатам изучения степени загрязнения атмосферного воздуха.

https://steshizi.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/проект-зелёные-школы

 

2.

5.4 Выявить

причины

загрязнения

атмосферного

воздуха  в

микрорайоне

учреждения

образования  и

разработать

памятки

(рекомендации)  по

минимизации

загрязнения

атмосферного

воздуха  в

микрорайоне

учреждения

образования

март 2023

19

7-8 класс

Ляшкевич Людмила Олеговна

1. Выявить причины загрязнения воздуха в районе учреждения образования.

2.  Составить  и  разработать рекомендации  по минимизации  загрязнения  атмосферного воздуха.

3.  Отчёт о выполнении задания разместить на сайте учреждения образования.

 

1. Выявлены причины загрязнения воздуха в районе учреждения образования.

2.  Составлены  и  разработаны  рекомендации  по минимизации  загрязнения  атмосферного воздуха.

3. Отчёт о выполнении задания размещён на сайте учреждения образования.

https://steshizi.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/проект-зелёные-школы

 

 

6. Направление «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом»

Цель:  формирование  и  развитие  личности  учащегося,  готовой  адекватно  взаимодействовать  в  системе  «Человек  –  общество  –  природа»  на

основе практико-ориентированного подхода.

Задачи:

  • повысить уровень экологической компетентности обучающихся по работе с местным сообществом;
  • получить объективные данные об экологической обстановке в аг.Стешицы;
  • найти оптимальные пути решения улучшения экологии аг.Стешицы.

 

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целе-

вые группы

Ответств.

педаго-гический работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.  

6.1 Провести обследование состояния окружающей среды в населенном пункте

 

Сентябрь-ноябрь 2022

24

5-7 класс

Гнатенко Любовь Викторовна

1. Создать творческую группу для обследования состояния окружающей среды территории аг.Стешицы.

2. Провести обследование состояния окружающей среды территории аг.Стешицы.

1. Создали творческую группу для обследования состояния окружающей среды территории аг.Стешицы.

2. Провели обследование состояния окружающей среды территории аг.Стешицы.

https://steshizi.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/проект-зелёные-школы

 

 

 

 

6.2 Подготовить и разместить в общедоступны х местах для местного населения наглядный природоохранн ый информационн ый материал, созданный учащимися

Ноябрь-май 2022

11

7 класс

Гнатенко Любовь Викторовна

1.Изготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный материал

2. Результаты обследования состояния окружающей среды и анализа экологической ситуации разместить на сайте учреждения образования

 

1.Изготовили и разместили в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный материал.

2. Результаты обследования состояния окружающей среды и анализа экологической ситуации разместили на сайте учреждения образования.

https://steshizi.vileyka-edu.gov.by/реализация-проектов/проект-зелёные-школы

 

 

 

свернуть

БИОРАЗНООБРАЗИЕ

ЗАДАНИЕ 1.3.  ИЗУЧИТЬ РАЗНООБРАЗИЕ АБОРИГЕННЫХ И ИНТРОДУЦИРОВАННЫХ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ НА ПРИШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ (ИЛИ ТЕРРИТОРИИ ПРИРОДНОГО ОКРУЖЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ)

Целевые группы: учащиеся 3-4  классов

Дата выполнения: сентябрь 2022 г.

В сентябре 2022 года учащиеся 3- 4 классов под руководством учителя начальных классов Артишевской Надежды Валентиновны  изучили видовое разнообразие аборигенных деревьев и кустарников на территории ГУО «Стешицкий учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»

Список учеников:

  1. Демидович Роман
  2. Комель Мария
  3. Надь Денис
  4. Слабченко Николай
  5. Тавгень Иван
  6. Тавгень Станислав
  7. Габранский Иван
  8. Головая Александра
  9. Гурнович Виктория
  10. Демидович Максим
  11. Комель Евгений
  12. Кудрашова Вера
  13. Норко Елизавета

 

Составлена картосхема расположения аборигенных и интродуцированных видов деревьев и кустарников на территории школы.


Список изученных видов деревьев и кустарников:

Гортензия     древовидная

Самшит  вечнозелёный

Можжевельник    казацкий 

Рябина обыкновенная

Липа  сердцевидная

Сосна кедровая  сибирская

Яблоня   домашняя

Ель  обыкновенная              

 

 


ЗАДАНИЕ 1.4.  ИЗУЧИТЬ РАЗНООБРАЗИЕ ПТИЦ НА ТЕРРИТОРИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИЛЕЖАЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ 

Целевые группы: учащиеся 3-4 классов

Дата выполнения: сентябрь-октябрь 2022 г.

Список учеников:

Демидович Роман

Комель Мария

Надь Денис

Слабченко Николай

Тавгень Иван

Тавгень Станислав

Габранский Иван

Головая Александра

Гурнович Виктория

Демидович Максим

Комель Евгений

Кудрашова Вера

Норко Елизавета

 

Осенние дни наблюдения за птицами – ежегодная международная природоохранная акция для населения.

Международная ассоциация «BirdLifeInternational» проводит Европейские осенние дни наблюдения за птицами  в первые выходные октября ежегодно с 1993 года и объединяет более 40 стран Европы и Центральной Азии. Основная цель акции – познакомить местных жителей с перелётными птицами, их потребностями на местах гнездования.

В Беларуси Осенние дни наблюдений за птицами проводятся при поддержке Министерства образования Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Ежегодно в последние выходные  сентября и первые выходные октября проходит Международная акция «Дни наблюдения птиц»,  в которой принимают  участие сотни тысяч жителей разных стран планеты. Цель Дней наблюдения птиц – привлечь внимание людей к миру птиц, к проблемам сохранения мест их обитания и охраны природы в целом. 

Осенние дни наблюдений организуются с целью повышения информированности населения о птицах и их проблемах, расширения знаний об особенностях миграции птиц, а также повышения мотивации для дальнейшего изучения птиц и природы Беларуси.

С 1-го по 6-е октября учащиеся 3-4 классов нашего учреждения образования,  вооружившись биноклями, наблюдали за птицами, находящимися на территории школы и прилежащей территории. В ходе наблюдения ими было замечено 8 видов птиц.

Самыми распространенными птицами были воробьи, сизые голуби и серые вороны. Наблюдения за пернатыми вызвали у  ребят большой интерес. После наблюдений активистами акции была проведена викторина «Птицы моего края».

 

КАРТОСХЕМА ПРИШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ

с местами наблюдения за птицами

 

ОБОЗНАЧЕНИЯ ПТИЦ

 

 

 

Список изученных видов птиц:

Воробей полевой

Ворона серая

Голуб сизый

Синица большая

Грач

Сорока

Дятел малый

Дрозд рябинник

Аист белый

Скворец обыкновенный

 

 

ЗАДАНИЕ 1.7.  ИЗГОТОВИТЬ И РАЗМЕСТИТЬ НА ПРИШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ КОРМУШКИ ДЛЯ ПТИЦ, ОРГАНИЗОВАТЬ РЕГУЛЯРНУЮ ПОДКОРМКУ ПТИЦ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД

Целевые группы: учащиеся 2-11  классов

Дата выполнения: Ноябрь 2022 – март 2023

В ноябре 2022 года учащиеся 2-11 классов приняли активное участие в акции «Помоги птицам!»

Список учащихся:

          1          Авакян Таиса

          2          Алексиёнок Тимофей

          3          Бониславский Тимур

          4          Жарская Полина

          5          Иванов Артём

          6          Иванов Данила

          7          Карпович Дмитрий

          8          Левко Матвей

          9          Левко София

       10       Терех Евгений

       11       Юркевич Матвей

       12       Демидович Роман

       13       Комель Мария

       14       Надь Денис

       15       Слабченко Николай

       16       Тавгень Иван

       17       Тавгень Станислав

       18       Габранский Иван

       19       Головая Александра

       20       Гурнович Виктория

       21       Демидович Максим

       22       Комель Евгений

       23       Кудрашова Вера

       24       Норко Елизавета

       25       Абакарова Дарья

       26       Августинович Тимофей

       27       Гурнович Вадим

       28       Иванова Вера

       29       Авакян Владимир

       30       Козловская Алина

       31       Колтун Егор

       32       Куницкий Максим

       33       Надь Сабина

       34       Пронько Виолетта

       35       Русак Анастасия

       36       Тюльков Максим

       37       Азончик Владислав

       38       Владыко тЛирианна

       39       Гапцар Кристина

       40       Гнатенко Савелий

       41       Дайлидёнок Милена

       42       Жарская Диана

       43       Захаревич Вероника

       44       Иванова Надежда

       45       Камель Александра

       46       Лавор Андрей

       47       Мельник Милана

       48       Надь Джанетта

       49       Сидоренко Кирилл

       50       Жарская Яна

       51       Жарский Дмитрий

       52       Куницкий Александро

       53       Левко Карина

       54       Татаржин Илья

       55       Тавгень Вероника

       56       Шишло Катерина

       57       Азончик Кирилл

       58       Августинович Максим

       59       Жарская Виктория

       60       Захаревич Виктория

       61       Иванова Виктория

       62       Кратович Анастасия

       63       Кудрашова Кристина

       64       Левко Ангелина

       65       Азончик Карина

       66       Забенько Валерия

       67       Иванова Ксения

       68       Тюльков Артём

       69       Артишевская Ангшелина

       70       Артишевский Родион

       71       Варзарь Регина

       72       Добровольский Станислав

       73       Жарский Алексей

       74       Кратович Илья

       75       Надь Кристина

       76       Ольте Роман

       77       Седяко Илья

       78       Шугурова Снежана

       79       Шишло Илья

 

Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо знать, чем они кормятся? Зимой птицам не только холодно, но и голодно. Для них, особенно маленьких, с быстрым обменом веществ, самое неприятное – голод. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Чаще всего птицам самим сложно найти корм и тогда на помощь приходит человек. Потому-то так важны кормушки!

Учащиеся вместе с родителями изготовили кормушки из различных материалов. 

 

Учащиеся были награждены грамотами за участие в акции, лучшие работы отмечены.

 

 

 

5 декабря учащиеся развесили на территории школы 15 кормушек и наполнили их кормом. Старались развешивать кормушки в доступных местах, чтобы была возможность постоянно пополнять их кормом. 

  

Пернатых друзей не пришлось ждать долго. Ежедневно дети с удовольствием наблюдали за птицами, которые  прилетели полакомиться угощениями! Среди них были: синица большая, воровей полевой, ворона серая, сорока, голубь сизый.

 

Таким образом, постоянно подкармливая зимующих птиц, мы поможем им пережить холодный период года.

свернуть

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ

ЗАДАНИЕ 2.1. Провести изучение потребления электроэнергии в школе

«Жить счастливо и жить согласно с природой – одно и то же».

(Сенека, римский философ 1в.)

Целевые группы: учащиеся 11 класса    

Дата выполнения : сентябрь - декабрь 2022

В процессе изучения потребления электроэнергии учащиеся 11 класса выяснили, что «пожирателями» энергии в школе являются электроплиты, электрокотел, холодильники в столовой и осветительные установки.

Список учеников:

Артишевская Ангелина

Артишевский Родион

Варзарь Регина

Добровольский Станислав

Жарский Алексей

Кратович Илья

Надь Кристина

Ольтэ Роман

Селяко Илья

Шугурова Снежана

Шишло Илья

 

Что означает слово – экономия? В толковом  словаре живого великорусского языка В. И. Даля можно прочитать, что экономия – это бережливость, скромная жизнь, а эконом – хороший хозяин, сберегающий, что можно.

Без электричества нельзя представить современную жизнь. Вырабатывается электричество на электростанциях специальными машинами – генераторами. Генератор крутится с помощью турбины, которую приводят в движение вода, пар, газ, атомная энергия. Все это стоит огромных денег. Вот почему электричество надо экономить. Если в школе или в квартире без надобности будет гореть одна лампочка в 100 Вт на протяжении 10 часов, она израсходует столько энергии, сколько понадобилось бы, чтобы выпечь 30 кг хлеба или выплавить 100 кг чугуна.

Энергосбережение представляет собой комплекс мероприятий по сохранению и рациональному использованию электричества и тепла. В своем исследовании мы  хотели бы подробнее рассмотреть вопрос энергосбережения в области экономии электроэнергии.

Рост энергопотребления рождает экологические проблемы: увеличивается нагрузка на природу, истощаются природные ресурсы. А в будущем, возможно, появится дефицит энергии. А это может снизить дальнейшее развитие нашей страны. Каждый человек должен бережно относиться к потребляемым благам цивилизации, доставляемым ему в дом.

Проблема энергосбережения актуальна не только для каждой семьи, школы, страны, но и всего мира. Экономия электроэнергии дает возможность снизить собственные затраты и оказывать меньшее воздействие на окружающую среду. Потребность  энергии в мире постоянно возрастает.

В настоящее время до 90% энергии вырабатывается от сжигания органических ископаемых – угля, нефти и газа, запасы которых ограничены и не возобновляются. Надолго ли их хватит?

Энергосбережение – самый дешевый и экологически чистый «источник» энергии. Это подход к экономии электроэнергии, основанный на использовании энергосберегающих технологий, которые признаны уменьшить потери электроэнергии. В настоящее время энергосбережение – одна из приоритетных задач. Это связано с дефицитом основных энергоресурсов, возрастающей стоимостью их добычи, а также с глобальными экологическими проблемами. Внедрение энергосберегающих технологий является одним из шагов в решении многих экологических проблем – изменения климата, загрязнения атмосферы (например, выбросами ТЭЦ), истощения ископаемых ресурсов и др.

Тепловые электростанции в наибольшей степени «ответственны» за усиливающийся парниковый эффект и выпадение кислотных осадков. Они, вместе с транспортом, поставляют в атмосферу основную долю техногенного углерода (в основном в виде СО 2), около 50% двуокиси серы, 35 % - окислов азота и около 35% пыли. Имеются данные, что тепловые электростанции, в 2-4 раза сильнее загрязняют среду радиоактивными веществами, чем АЭС такой же мощности. В выбросах ТЭС содержится значительное количество металлов и их соединений. При пересчете на смертельные дозы в годовых выбросах ТЭС мощностью 1 млн. кВт содержится алюминия и его соединений свыше 100 млн. доз, железа-400 млн. доз, магния -1,5 млн. доз. Летальный эффект этих загрязнителей не проявляется только потому, что они попадают в организмы в незначительных количествах. Это, однако, не исключает их отрицательного влияния через воду, почву и другие звенья экосистем.

Можно считать, что тепловая энергетика оказывает отрицательное влияние практически на все элементы среды, а также на человека, другие организмы и их сообщества.

Вопрос энергетической, а вместе с ней и экологической безопасности стоит довольно остро и перед нашей страной. Наш агрогородок Стешицы тоже не исключение. Поэтому мы, учащиеся Стешицкой средней школы, считаем, что нужно искать местные пути решения проблемы, больше внимания уделять эффективности энергосбережения. Мы понимаем, что универсальных способов экономить электроэнергию на данный момент не существует. Постараемся отыскать пути снижения потребления электроэнергии в нашей школе.

Актуальность проблемы:

В настоящее время ученых волнуют проблемы:

- первая: где найти новые источники энергии, когда закончатся природные богатства – уголь, нефть, газ. Для того, чтобы эти запасы были, Земле потребовались миллионы лет. А при такой скорости, с какой мы их используем, эти источники не могут быть вечными.

- вторая:  когда топливо сгорает, выделяется углекислый газ. Воздух, которым мы дышим, сильно загрязняется. Страдает вся природа. Возникает проблема глобального потепления. Поэтому возникает необходимость разумного энергосбережения. Самый простой способ уменьшить загрязнение окружающей среды - это экономия энергии.

 

Цель исследования:

Выявить эффективные способы энергосбережения в школе.

 Задачи:

- собрать информацию по данной теме;

- узнать, знакома ли окружающим проблема энергосбережения (на примере анкетирования одноклассников).

Методы исследования:

В ходе реализации исследовательского проекта по энергосбережению планируем использование методов:

- теоретический метод (анализ, сравнение, обобщение, систематизация и классификация);

- эмпирический метод (изучение литературы по теме исследования, нормативно-правовых документов, оценка, математические расчеты).

Ожидаемый результат:

Составление рекомендаций «Как сэкономить электро- и теплоэнергию в школе».

 

Отчет по результатам   изучения потребления электроэнергии

в школе за 2022 год (январь - декабрь)

№ счетчика

январь

февраль

март

арпель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Счетчик №8637 школа

104105

104625

105010

105365

105655

105900

105995

106120

106510

106980

107625

108335

Израсходовано за месяц

485

520

385

355

290

245

95

125

390

470

645

710

Счётчик №811147 столовая

9005

11165

13470

15885

18150

19995

20105

20975

23250

24001

25005

26144

Израсходовано за месяц

1935

2160

2305

2415

2265

1845

110

870

2275

751

1004

1139

Счетчик №369325 детский сад

6995

7555

8055

8345

8680

8985

9110

9380

9775

10120

10495

10870

Израсходовано за месяц

470

560

500

290

335

305

125

270

395

345

375

375

 

2890

3240

3190

3060

2890

2395

330

1265

3060

1566

2024

2224

 

Сравнительный график потребления электроэнергии

По данным графикам можно увидеть, что в нашей школе за 2022 учебный год есть экономия электроэнергии  по сравнению с таким же периодом за 2018/2019 учебный год. Также из графиков видно, что большое количество электроэнергии потребляет столовая. В декабре потребление значительно больше, чем в январе, т.к. на каникулах столовая не работает. Изучением вопроса потребления энергии занимались ребята 8 класса.

 

ЗАДАНИЕ 2.2. Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в учреждении образования и составить план действий по сбережению электроэнергии на год.

 

Целевые группы: учащиеся 11 класса    

Дата выполнения : декабрь 2022

Изучив потребление электроэнергии учащиеся 11 класса проанализировали ситуацию по эффективности использования энергии в учреждении образования. 

 

Список учеников:

Артишевская Ангелина

Артишевский Родион

Варзарь Регина

Добровольский Станислав

Жарский Алексей

Кратович Илья

Надь Кристина

Ольтэ Роман

Селяко Илья

Шугурова Снежана

Шишло Илья

  

 Рекомендации по снижению электроэнергии в школе:

  1. Ограничить время действия электроплит, электрокотла;
  2. Не допускать горения лампочек на перерывах;
  3. Максимально использовать естественное освещение.

 

Отчёт о реализованных действиях по уменьшению энергопотребления в школе и их эффективности

В дело энергосбережения каждый из нас может внести свою лепту. Для того, чтобы выяснить, сколько можно сэкономить энергоресурсов, надо проследить, как они используются.

В своей школе мы создали экспертные группы, которые занимаются исследованием возможной экономии электричества. 

Наша экспертная группа начала контроль за расходом электроэнергии в школе:

  • каждый месяц мы будем вести  учёт о количестве потраченной электроэнергии;
  • будем делать обход всех кабинетов и следить за работой осветительных приборов.

Наша группа делала обход в среду на третьей перемене. Проводился анализ, горит ли свет днём в кабинетах. Было выявлено, что учащиеся школы, включив свет с утра, выключают его, только уходя домой. Явно проявляется неэкономное, бесхозяйственное отношение к энергосбережению. Часто, уходя на обед, на физкультуру, на обучение в другие кабинеты, свет не выключали. В этом мы видим причину большого потребления электроэнергии в школе даже после установления светодиодных  стандартных ламп Т8. Лампа старого образца потребляла 40 ВТ электроэнергии. Новая лампа потребляет 20 ВТ электроэнергии, т.е. в 2 раза меньше. Но в 2010 году в среднем школа потребляла 6510 КВТ электроэнергии, а в 2021 году – 9390 КВТ электроэнергии. В чём же причина? Мы выяснили, что много электроэнергии потребляют водонагреватели, которые подогревают воду для нужд столовой, спортзала. Также в школе много электроприборов, которые целый день находятся в режиме ожидания.

 

 

Расчет потребления энергии в школе

Иногда в школе на переменах без надобности горит свет в учебных классах.  Решили провести исследование.

Эксперимент:

В школе 16 учебных классов. Если на перемене оставить включенными все лампы, то результаты  потребления энергии следующие:

Всего в классах 190 электроламп, каждая мощностью 20Вт = 0,02кВт

За 15 мин = 0,25 ч. расходуется:

0,02 кВт*0,25* 190 = 0,95 кВт

В школе 5 перемен по 15 минут.

0,95КВт*5=4,75 КВт

За одну неделю (5 дней)

4,75кВт * 5дней = 23,75 кВт

В среднем за 20 учебных дней в месяц: 23,75 КВт*20=475 КВт

За учебный год (10 месяцев):

475 кВт * 10 = 4750 кВт.

Вывод:

Нас этот результат очень удивил: зря тратятся не только деньги, но и сжигается топливо. Каждый ученик нашей школы может внести свой реальный вклад в энергосбережение, если будет на переменах выключать свет в классах.

Учащиеся 11 класса нашей школы из группы операторов ЭВМ Кратович Илья, Седяко Илья, Жарский Алексей составили памятки по экономии электроэнергии, которые мы размножили и развесили по классам. Теперь она напоминает каждому: выходя из класса, не забывай гасить свет!

 

 

На основе выявленных данных были проведены просветительские беседы среди работников и учащихся  школы по вопросам энергосбережения.

 

С учащимися  были проведены внеклассные мероприятия по сбережению электроэнергии.

 

Учащиеся старших классов поделились с ребятами из начальной школы, почему нужно экономить природные ресурсы, и к чему это приводит, если этого не делать. Ребята с удовольствием поучаствовали в этом мероприятии и получили памятки.

 

Был составлен план действий по сбережению электроэнергии на следующий год.

План действий по сбережению тепла и электроэнергии в государственном учреждении образования «Стешицкая  средняя школа» на 2023 год.

 

 

Мероприятия по энергосбережению позволяют решить целый комплекс задач: сэкономить большое количество энергоресурсов, снизить нагрузку на окружающую среду. Энергосбережение – это очень важно, так как нам жить на этой Планете и нашим потомкам! Никто не может сделать все, но каждый может сделать что-то. И если каждый «что-то» делает, мы многого можем достичь вместе.

 

             

 

 

 

свернуть

ВОДОСБЕРЕЖЕНИЕ

 

Задание 3.1. Провести изучение потребления воды в учреждении образования

Цель: изучить эффективность потребления воды в школе.

Задачи:

- провести мониторинг использования воды в школе;

- проанализировать эффективность использования воды в учреждении образования.

 Период выполнения: сентябрь 2022 –февраль 2023

Количество учащихся, работавших по данному заданию – 34 учащихся 3-7-х классов.

Инициативная группа:

  1. Норко Елизавета
  2. Козловская Алина
  3. Колтун Егор
  4. Тюльков Максим
  5. Азончик Владислав
  6. Владыко Лириана
  7. Гапцар Кристина
  8. Дайлидёнок Милена
  9. Захаревич Вероника
  10. Иванова Надежда
  11. Камель Александра

Ознакомление со схематическим планом здания школы

 Участники проекта изучили  схематический план здания школы и нанесли  на схему места потребления воды.

 

СХЕМА расположения приборов учёта воды и мест потребления воды

Места потребления воды в УО:

санузлы;

душевые;

столовая, кухня;

кабинет физики, трудового обучения;

фойе;

огород;

помещения детского сада.

Приборы учёта расхода воды:

здание детского сада (подвальное помещение);

Ученики изучили, где находится счётчик воды в школе, как и когда снимаются показания счётчика, в каких единицах измеряется потребление холодной воды.

Учащиеся изучили уровень потребления воды в школе с сентября 2022 года по февраль 2023 года. Полученные данные были внесены в таблицу, по результатам исследования построен график.

 Потребление холодной воды за сентябрь 2022 года - февраль 2023 года.

Месяц

Всего (м.куб)

сентябрь

105

октябрь

102

ноябрь

98

декабрь

96

январь

96

февраль

98

 

 Средний расход воды за месяц составляет 99,16 м.куб.

 

Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующий вывод: большее количество воды используется в будние дни, когда осуществляется учебный процесс в полном объёме и работает школьная столовая. Значительно меньше используется воды в выходные дни. В сентябре  вода использовала не только для уборки помещений, приготовления пищи и  санузлов, но и для полива огорода и клумб.

 

Задание 3.2. Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении образования и составить план действий по ее сбережению

Цель: проанализировать ситуацию по эффективности использования воды в учреждении образования.

Задачи:

 - провести анализ использования воды;

 - выявить причины увеличения расхода  воды  в школе;

 - составить план действий по сбережению воды.

Период выполнения: февраль 2023 года

Количество участников, работавших по данному заданию – 33 учащихся 6-9-х классов.

Инициативная группа:

  1. Азончик Владислав
  2. Владыко Лириана
  3. Гапцар Кристина
  4. Дайлидёнок Милена
  5. Захаревич Вероника
  6. Иванова Надежда
  7. Камель Александра
  8. Жарская Диана

Учащимися был проведен анализ потребления воды, а также обследование всех кранов, сливных бочков в туалетах, кранов на кухне.

 Итоги рейд – проверки:

  1. Анализ потребления воды показал, что самый большой расход воды наблюдается в школьной столовой (приготовление пищи,мытье посуды);

 

 

2. Основным источником потерь воды в школе является плохо закрытые краны.

 

С результатами анализа потребления воды в школе были ознакомлены администрация школы, заместитель директора по хозяйственной части, учащиеся школы.

В целях экономного использования воды в государственном учреждении образования «Стешицкая средняя школа»  в 2022/2023 учебном году был составлен план  действий.

 

План мероприятий по рациональному использованию воды государственного учреждения образования  «Стешицкая средняя школа» на 2023  год

 

 

Задание 3.4. Провести изучение потребления воды дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и ее сбережению дома

Цель: изучить  эффективность потребления холодной воды дома.

Задачи:

- провести мониторинг использования воды дома;

- разработать памятки по рациональному использованию воды.

Период выполнения: январь -  февраля 2023 года

Количество участников, выполнявших работу по заданию – 19 человек (учащиеся 6,7 классов).

Учащимися в течение недели проводился мониторинг использования воды дома.  Результаты исследования представлены в виде таблиц и круговых диаграмм.

          Потребление воды за неделю в семье Камель Александры (5 человек)

Потребители воды

Объем воды

за одно

использование, л

Общее кол-во использованной воды за неделю, л

Доля в общем потреблении воды, %

Душ

50

1050

39,7

Туалет

8

840

31,7

Умывание, мытье рук

1

84

3

Стиральная машина

60

420

16

Мытье посуды

6

168

6

Приготовление пищи

5

70

3

Полив комнатных растений

2

4

0,2

Влажная уборка

5

10

 

       

 

Анализ потребления воды в семье Камель Александры показал, что основное потребление воды приходится на душ, туалет и стирку в стиральной машине. Незначительная часть воды используется на полив комнатных растений и влажную уборку в доме.

 

Потребление воды за неделю в семье Ивановой Надежды (6 человек)

Потребители воды

Объем воды за одно использование, л

Общее кол-во использованной воды за неделю, л

Доля в общем потреблении воды, %

Душ

50

1400

36

Прием ванны

70

140

3,6

Туалет

8

1344

34

Умывание, мытье рук

1

168

4

Стиральная машина

60

600

15,3

Мытье посуды

6

168

4,3

Приготовление пищи

5

90

2,3

Полив комнатных растений

3

6

0,15

Влажная уборка

5

15

0,4

Всего

208

3931

100

 

Результат изучения потребления воды в семье Ивановой Надеждыпоказал, что основное потребление воды также приходится на душ, туалет и стирку.

 

На основании полученных данных инициативная группа решила провести социологический опрос на тему «Рациональное использование воды».

Анкета

Вопросы

Да

Нет

Когда я чищу зубы, вода льется, пока я не закончу

 

 

Я обычно принимаю душ

 

 

Я люблю принимать ванну

 

 

У нас дома в туалете протекает бачок

 

 

У нас дома протекает кран на кухне

 

 

У нас дома протекают краны в ванной комнате

 

 

Когда я хочу пить в жаркий летний день, то долго спускаю воду из крана, пока она не станет холодной

 

 

У меня всегда в холодильнике стоит питьевая вода

 

 

Используете ли вы для стирки белья:

1)    машину – автомат

2)    машину роторного типа

3)    ручную стирку

 

 

Когда я мою посуду, вода течет всё время

 

 

Я наливаю для мытья посуды мыльную воду в одну ёмкость, а чистую для полоскания в другую

 

 

 

Результаты исследования показали, что практически все учащиеся (95%) не выключают кран, когда чистят зубы, 75% анкетируемых предпочитают принимать ванну, а не душ. Кроме того, 75% учащихся долго спускают воду из крана, пока она не станет холодной. Только 5% учащихся наливают для мытья посуды мыльную воду в одну ёмкость, а чистую для полоскания  в другую. Все анкетируемые указали, что для стирки в их семьях используются машины – автомат. Так же 100% учащихся отметили исправность сливных бачков и кранов в доме.

 

По результатам полученных данных учащиеся разработали памятки по рациональному использованию воды и её сбережению дома.

Способы экономии воды на кухне

  1. При ручной мойке посуды, заполняйте емкость водою смешанной с моющим средством. Затем ополаскивайте, обработанную моющим средством, посуду в другой емкости под небольшим напором теплой воды. Экономия на одного человека до 60 литров воды в день.
  2. Используйте посудомоечную машину по возможности при её полной загрузке. Экономия на одного человека до 60 литров воды при каждом использовании.
  3. Мойте овощи и фрукты в наполненной водой раковине при выключенном кране. Экономия на одного человека до 10 литров воды в день.
  4. Не пользуйтесь водой для размораживания мясных продуктов. Вы можете разморозить их, оставив на ночь в холодильнике. Экономия на одного человека до 10 литров воды в день.
  5. Чтобы не лить воду, дожидаясь пока она охладится, храните её охлажденной в холодильнике.

 

Способы экономии воды в ванной и туалете

   1.Не оставляйте кран постоянно включенным при чистке зубов. Старайтесь включать его в начале и конце процедуры. Экономия: 15 литров воды в минуту (757 литров в неделю) при 4-х членах семьи.

 2.Выключайте кран во время бритья. Экономия на одного человека: 380 литров в неделю.

 3.Сократите время пребывания в душе до 5-7 минут. Экономия на одного человека от 20 литров воды при каждом приеме душа.

 4.Во время приема душа не обязательно оставлять поток воды постоянным. Пользуйтесь водой в моменты ополаскивания и смывания пены. Экономия на одного человека до 20 литров воды при каждом приеме душа.

 5.Заполняйте ванну на 50 - 60%. Экономия на одного человека до 20 литров воды при каждом приеме душа.

  1. Не используйте свой унитаз как мусорное ведро. Экономия до 25 литров воды в день.

Попробуйте использовать хотя бы один из способов экономии воды каждый день, и Вы почувствуете экономию. Потому что каждая капля на счету!

свернуть

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

Задание 4.1. Провести изучение состава образующихся в школе отходов и проанализировать источники их образования.

Дата выполнения: сентябрь-ноябрь 2022

Место выполнения:  государственное учреждение образования «Стешицкий учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа»

Участники: Артишевская Надежда Валентиновна, учащиеся 3,4,7 классов, уборщик служебных помещений, кухонный работник.

Список учеников:   

  1. Демидович Роман
  2. Комель Мария
  3. Надь Денис
  4. Слабченко Николай
  5. Тавгень Иван
  6. Тавгень Станислав
  7. Габранский Иван
  8. Головая Александра
  9. Гурнович Виктория
  10. Демидович Максим
  11. Комель Евгений
  12. Кудрашова Вера
  13. Норко Елизавета
  14. Азончик Владислав
  15. Владыко Лириана
  16. Гапцар Кристина
  17. Гнатенко Савелий
  18. Дайлидёнок Милена
  19. Жарская Диана
  20. Захаревич Вероника
  21. Иванова Надежда
  22. Камель Александра
  23. Лавор Андрей
  24. Мельник Милана
  25. Надь Джанетта
  26. Жарская Диана

 

 

 

 

Анализ результатов исследования за 1 день

Помещения, в которых проводилось исследование: учебные кабинеты, школьные коридоры,  столовая, кабинеты технического и обслуживающего труда.

Отходы, которые были найдены в результате исследования школы

Масса отходов, граммы

Учебные кабинеты

Столовая

Кабинеты технического и обслуживающего труда

Пищевые отходы

1. Остатки пищи

2. Картофельные очистки

3. Листья капусты

4. Скорлупа яиц

5. Очистки от фруктов

 

-

-

 

-

-

 

100

4200

3150

1000

 

600

 

150

-

-

 

-

-

-

-

Бумага, картон

1000

1200

560

Бутылки от растительного масла

-

60

-

Пластик

50

100

-

Металлы

-

100

-

Текстиль

-

-

100

Стружка древесная

-

-

500

Растительные отходы

750

-

-

Другие отходы

170

140

 

Общее количество мусора

2070

10700

1160

Всего

13930

                                                                                                                            

 Отчёт по результатам изучения состава образующихся  в школе отходов с указанием источников и состава отходов

 

Основными источниками отходов, образующихся в школе, являются:

  1. Упаковочные материалы из бумаги и пластика от конфет, печенья, соков и т.д.
  2. Пластиковые бутылки от напитков,  упаковки от йогурта,  пришедшие в непригодность ручки, линейки, обложки от книг и тетрадей и т.д.
  3. Листы из тетрадей, исписанные тетради, упаковочная бумага, картон, картонные коробки, исписанные альбомные листы.
  4. Пищевые отходы (остатки пищи, огрызки яблок, груш, кожура апельсинов, мандаринов).
  5. Растительные отходы (листья и цветы комнатных растений).
  6. Металлы (консервные банки металлические).
  7. Текстиль (обрезки ткани).
  8. Стружка древесная.

 

Задание 4.2. Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья 

Дата выполнения: декабрь 2022

Место выполнения:  «Стешицкий учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа»

Участники: Артишевская Надежда Валентиновна, учащиеся 7 класса

Список учеников: 

  1. Азончик Владислав
  2. Владыко Лириана
  3. Гапцар Кристина
  4. Гнатенко Савелий
  5. Дайлидёнок Милена
  6. Жарская Диана
  7. Захаревич Вероника
  8. Иванова Надежда
  9. Камель Александра
  10. Лавор Андрей
  11. Мельник Милана
  12. Надь Джанетта
  13. Жарская Диана

                         

 

План мероприятий по минимизации объемов образования отходов  государственного учреждения образования  «Стешицкая средняя школа» на 2023 год

 

 

 

                                               

свернуть

КАЧЕСТВО АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

ЗАДАНИЕ 5.2. Изучить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова  и атмосферных осадков на территории  учреждения образования

Дата выполнения: февраль 2023 года

Место выполнения:  государственное учреждение образования «Стешицкая средняя школа»

Участники:  7-8 классы

Список учеников:

  1. Дайлиденок Милена
  2. Камель Александра
  3. Иванова Надежда
  4. Жарская Диана
  5. Мельник Милана
  6. Владыко Лириана
  7. Владыко Лириана
  8. Гапцар Кристина
  9. Гнатенко Савелий
  10. Захаревич Вероника
  11. Лавор Андрей
  12. Сидаренко Кирилл
  13. Жарская Яна
  14. Жарский Дмитрий
  15. Куницкий Александр
  16. Левко Карина
  17. Татаржин Илья
  18. Тавгень Вераника
  19. Шишло Екатерина

               Этапы выполнения заданий и результаты:

Целевая группа занималась изучением атмосферных осадков в виде снега. Косвенным показателем уровня загрязнения атмосферного воздуха могут служить данные о химическом составе атмосферных осадков.

               Определение места и продолжительности отбора проб

Вначале измерили высоту снежного покрова на разных участках:

  1. Территория детского сада
  2. Территория возле школы
  3. Пришкольный участок (огород)
  4. Территория стадиона

Так как снежный покров хороший накопитель различных веществ, то в его толще они сохраняются длительное время без каких-либо изменений. Проанализировав обычный снег, можно с уверенностью говорить о чистоте либо же загрязнении атмосферного воздуха в исследуемом микрорайоне, так как снег аккумулирует все вредные вещества, которые попадают на земную поверхность из атмосферы в виде осадков.

Основным и главным источником загрязнения окружающей среды является автомобильный транспорт. Сажа, соединения свинца, оксиды серы, азота, углерода и другие соединения в составе выхлопных газов от автомобилей поднимаются в воздух, а затем оседают на поверхности снежного покрова и остаются там до оттепели.

Сделав анализ снежного покрова можно точно определить загрязнение: какие вещества наиболее опасны для здоровья человека и природы. Так же можно сделать прогноз о последствиях выбросов в атмосферу выхлопных газов и других твердых частиц.

Отбор проб атмосферных осадков производили на пришкольной территории, в месте, представляющем собой открытую ровную площадку, удаленную от деревьев, зданий, линий электропередачи. Пробы отбирали в одно и то же время – 09:00.

В ходе измерения высоты снежного покрова выяснилось: на стадионе – 15 см, возле школы – 20 см.

 

Отбор проб для определения pH

 

 

Весь объем пробы был растоплен при комнатной температуре, удалены растительные остатки. Талый снег профильтрован и разлит в ёмкости.

Далее определялся водородный показатель pH (таблица 1 и 2).

Кислотность и щелочность (рН) является важнейшей характеристикой всех водных растворов и естественных водных объектов (реки, озера, моря, океаны). рН контролирует скорость многих химических, биологических и биохимических процессов.

 

Определение водородного показателя

Для определения реакции водной среды талого снега необходим универсальный индикатор. Полоску смочили в пробе и определили цвет по стандартной шкале pH. Снег может иметь, как кислую, так и щелочную реакцию, в зависимости от преобладания тех или иных загрязняющих веществ.

Согласно литературным источникам по величине рН атмосферные осадки, в том числе и снежный покров, подразделяются на 4 группы:

рН ≤ 4,0 – кислые

рН ˂ рН˂5,0 – слабокислые

5,0 ˂ рН˂ 7,0 – нейтральные

рН ˃7,0 – слабощелочные

Таблица 1. Результаты измерений рН в суточных пробах атмосферных осадков.

 

№ пробы

Дата

Место отбора пробы

Вид осадков

Объем пробы, мл

I измерение

pH

1.

07.02.2023

Территория д/с

Снег

100 мл

5

Нейтральная среда

2.

08.02.2023

Возле школы

Снег

100 мл

5

Нейтральная среда

3.

13.02.2023

Огород

Снег

100 мл

5

Нейтральная среда

4.

14.02.2023

Стадион

Снег

100 мл

6

Нейтральная среда

 

Исходя из полученных результатов измерения рН в снежном покрове за период с 07.02.2023 по 14.02.2023 можно сказать, что водородный показатель талого снега относится к нейтральной среде. Снежный покров в микрорайоне учреждения образования не подвергается загрязнению.

Далее мы определили ионы хлора Cl- (качественное)

К 5 мл талого снега добавили 3 капли 10% раствора нитрата серебра AgNO3, подкисленного азотной кислотой HNO3. Должен образоваться осадок или муть: Ag+ + Cl- = AgCl

  • слабая муть – 1-10 мг/л
  • сильная муть – 10-50 мг/л
  • хлопья – 50-100 мг/л
  • белый творожистый осадок > 100 мг/л

 

 

 

Вывод: в талом снегу присутствуют хлорид-ионы в незначительной степени (1-10 мг/л)

Определение сульфат ионов SO42- (качественное)

К 5 мл талого снега добавили 4 капли 10% раствора соляной кислоты HCl и 4 капли 5% раствора хлорида бария BaCl2. Должен образоваться осадок или муть: Ba2+ + SO42-- = BaSO4

  • слабая муть – 1-10 мг/л
  • сильная муть – 10-50 мг/л
  • хлопья – 50-100 мг/л
  • белый творожистый осадок > 100 мг/л

Вывод: в талом снегу отсутствуют муть и осадок.

 

Задание 5.4 Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха  в микрорайоне учреждения образования  и разработать памятки (рекомендации)  по минимизации загрязнения атмосферного воздуха  в микрорайоне учреждения образования

 

Дата выполнения: март 2023

Место выполнения:  государственное учреждение образования «Стешицкая средняя школа»

Список учеников:   

  1. Дайлиденок Милена
  2. Камель Александра
  3. Иванова Надежда
  4. Жарская Диана
  5. Мельник Милана
  6. Владыко Лириана
  7. Владыко Лириана
  8. Гапцар Кристина
  9. Гнатенко Савелий
  10. Захаревич Вероника
  11. Лавор Андрей
  12. Сидаренко Кирилл
  13. Жарская Яна
  14. Жарский Дмитрий
  15. Куницкий Александр
  16. Левко Карина
  17. Татаржин Илья
  18. Тавгень Вераника
  19. Шишло Екатерина

 

В результате исследования выявили, что загрязнений воздуха в школьном дворе фактически нет. Все показатели чистоты снега находятся в норме, исходя из этого можно говорить об относительной чистоте атмосферы, соответственно учащиеся дышат незагрязненным воздухом, что в свою очередь благотворно влияет на их здоровье.

       

Учащимися были разработаны памятки по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

 

 

свернуть

ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАБОТЕ С МЕСТНЫМ СООБЩЕСТВОМ

Задание 6.1 Провести обследование состояния окружающей среды в населенном пункте

Дата выполнения: сентябрь-ноябрь 2022

Место выполнения:  государственное учреждение образования «Стешицкий учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа»

Участники: Гнатенко Любовь Викторовна, учащиеся 5-7 классов.

Список учеников:   

  1. Владыко Лириана
  2. Гапцар Кристина
  3. Гнатенко Савелий
  4. Дайлидёнок Милена
  5. Жарская Диана
  6. Захаревич Вероника
  7. Иванова Надежда
  8. Камель Александра
  9. Лавор Андрей
  10. Мельник Милана
  11. Надь Джанетта
  12. Жарская Диана
  13. Абакарова Дарья
  14. Августинович Тимофей
  15. Гурнович Вадим
  16. Иванова Вера
  17. Авакян Владимир
  18. Казловская Алина
  19. Колтун Егор
  20. Куницкий Максим
  21. Надь Сабина
  22. Пронько Виолета
  23. Русак Анастасия
  24. Тюльков Максим

В сентябре 2022 года учащиеся 5-7 классов под руководством учителя трудового обучения Гнатенко Любови Викторовны провели обследование состояния окружающей среды в населённом пункте и на берегах р. Вилия.

В результате проведенной работы было обнаружено, что срочная помощь юных экологов необходима для очистки от мусора парков агрогородка и  прибрежной части леса, где часто отдыхают люди. 

 

 

Задание 6.2 Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный информационный материал, созданный учащимися

Дата выполнения: май 2023

Место выполнения:  государственное учреждение образования «Стешицкий учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа»

Участники:  Гнатенко Любовь Викторовна, учащиеся 7 класса.

Список учеников:   

  1. Владыко Лириана
  2. Гапцар Кристина
  3. Гнатенко Савелий
  4. Дайлидёнок Милена
  5. Жарская Диана
  6. Захаревич Вероника
  7. Иванова Надежда
  8. Камель Александра
  9. Лавор Андрей
  10. Мельник Милана
  11. Жарская Диана

 

В мае 2023 года учащиеся 7 класса под руководством учителя трудового обучения Гнатенко Любови Викторовны изготовили и разместили в общедоступных местах для местного населения листовки с природоохранной информацией.

 

свернуть